“А что, если бы во Вселенной находилось место, где ничего нет? В смысле, вообще ничего — ни атомов, ни элементарных частиц? Можем ли мы предположить, что такое действительно может быть?”
С добрым утром всех, с вами на связи робот Флик, и сегодня мы будем обсуждать… ничего. Но не спешите расходиться — даже если вам кажется, что вас уже ничем нельзя удивить.
Давайте начнем вот с чего: что будет в стакане, если вылить из него воду и поставить на стол? Ничего? Нет. В любом случае, там будут находиться атомы и молекулы хотя бы воздуха — кислорода и водорода. А что, если даже эти атомы оттуда удалить? Если превратить стакан в концентрированный вакуум?
Спешу расстроить: превратить что-либо в полный вакуум пока не удавалось никому. Минимальное количество атомов, которое оставалось в итоге после подобных экспериментов, равно… сотне. Всего лишь 100 атомов — но и это больше, чем полное и абсолютное ничего.
Но к состоянию ничего можно попробовать подобраться. И путь к нему довольно прост — вверх.
Туристы знают, как сложно на большой высоте — к примеру, в горах — сварить еду. Температура кипения постепенно уменьшается и на высоте свыше 13 км достигает точки невозврата. На этой воображаемой линии и выше ее температура кипения жидкости достигает температуры нашего тела. Все дело в большой разреженности воздуха — то есть в том, что атомов кислорода становится все меньше и меньше.
Это все еще не ничего. Даже близко не ничего. Но для человека — например, летчика, оказавшегося на этом уровне без специальной защиты — это самое ничего может наступить довольно быстро. Это явление называется гипоксия, или кислородное голодание. Из-за него люди, часто находящиеся в небе — летчики и стюардессы, например, — стареют медленнее: процессы в их организме протекают будто бы в лайт-версии или облегченном режиме. Но если оказаться в разреженном воздухе без специального костюма — можно погибнуть меньше чем за минуту.
Но давайте попробуем забраться еще выше — в открытый космос. Вспомним на секунду, что минимальное количество атомов в вакууме, оставшихся после эксперимента, было равно сотне на кубический сантиметр. А в межпланетном пространстве мы видим еще более впечатляющую картину — уже 10 атомов. Если же мы покинем нашу Солнечную систему, количество атомов на кубический сантиметр упадет аж до… 1 атома. Превосходит же все это межгалактическое пространство — просто выйдите за границу Млечного пути, и вы сможете найти участки, где будут находиться всего 1 или 2 частицы на кубический метр.
Так что, исходя из всего этого, можем ли мы хотя бы предположить, что хоть где-нибудь во Вселенной может быть вот это самое полное и абсолютнейшее НИЧЕГО?
Нет.
Все дело в частицах, которые даже не имеют массы, а представляют собой всего лишь энергию. Их называют виртуальными частицами — и именно из-за них Вселенная не перестает расширяться, так как существуют пока не измеримые нами силы, тянущие ее в разные стороны. К тому же, притяжение между частицами в вакууме будет совершенно не таким, как здесь, на Земле.
Так что Вселенная может казаться бесконечно огромной и пустой, но это не так.
Она далеко не пустая.
И это уже лучше, чем ничего.